Токио для тебяTokyo4u.ru Tokyo4u_logo
Tokyo4u_bottom_text посетителей на сайте 12 
    ПЕРВАЯ| АРХИВ | КАЛЕНДАРЬ | ЧУЛАНЧИК | О
РАЗДЕЛЫ  ОПУБЛИКОВАНО 09.05.2006
КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ
ЛЮДИ
РЕСТОРАНЫ И ЕДА
ВЕЩИ И СТИЛЬ
ТОКИО
КАМАКУРА
ОКРЕСТНОСТИ
ЗАПИСКИ У ИЗГОЛОВЬЯ


Токэй-дзи вошел в историю как "храм-убежище", или "храм разводов". Его стены защищали жен от жестоких мужей.
Храмы Камакуры: Токэй-дзи

В Токио нет певчих птиц. То есть ворон полно, с ними даже борются. Но весенним солнечным хочется утром услышать, как поют птички. Но с этим ёк. Зато можно воскресным утром встать пораньше, отъехать от станции Синагава до станции Кита Камакура, перейти линию и войти в храм Токэй-дзи - там лучший в мире хор соловьев!

Токэй-дзи был основан родственницей первого сегуна Минамото Ёритомо, дамой по имени Мино но Цубонэ.
В 1285 году Какусан-ни, вдова 6-го регента Ходзё Токимунэ, стала его настоятельницей. Жены высокопоставленных людей тогда обычно уходили в монастырь молиться за мужей после их смерти. При Какусан-ни Токэй-дзи превратился в единственный в Японии женский монастырь, где несчастные жёны могли найти убежище от злых мужей. Токэй-дзи еще называют "храмом-убежищем" (駆込み寺) , или "храмом разводов"(縁切り寺).

Какусан-ни (1252-1306) была из рода Адати. Через год после смерти мужа, в том же 1285, разразилась кровавая битва между кланами Ходзё и Адати. Адати были разбиты, ее старший брат, глава клана, был мертв. То есть она оказалась матерью победителя, с одной стороны, и сестрой побежденного, с другой. Вот как бывало.

На протяжении 6 веков до 1902 года (когда настоятелем впервые стал мужчина) монастырь был женским царством. Его настоятельницами становились дочери знати и императоров, за что его называли "императорским дворцом Камакура".

20-я настоятельница, Тэнсю-ни (ни - монахиня) (1609-1645), - внучка Тоётоми Хидэёси (1536-1598).
Объединив страну в 1590 году, Тоётоми Хидэёси стал самым могущественным правителем. После смерти его место занял Токугава Иэясу, чей клан правил страной целых 270 лет. В свое время Сэн, внучка Токугава Иэясу, была выдана замуж за сына Тоётоми Хидэёси, Хидэёри. Это был, конечно же, августейший брак по расчету. Поскольку Сэн в то время стукнуло 6 годков, а у Хидэёри к тому времени имелась гражданская жена, родившая ему уже сына и дочь.

Иэясу и Хидэёри неизбежно должны были столкнуться в борьбе за власть. Что и случилось в 1615 году. Победил, как обычно, Токугава. Победитель приказал 23-летнему Хидэёри покончить самоубийством и заодно обезглавил его 8-летнего сына, который мог отомстить за смерть отца. Тем не менее он оставил в живых 7-летнюю дочь Хидэёри, отправив ее в монастырь, поскольку она была приёмной дочерью его родной внучки Сэн.
В монастыре ее появление было встречено ликованием, и так она стала 20-ой настоятельницей Токэй-дзи, известной как Тэнсю-ни.

Монастырь находился под патронажем Токугава, и престиж его рос. При Тэнсю-ни случилось еще событие, которое говорит о могуществе монастыря. Случилось оно в 1639 году. В то время Айдзу, современная префектура Фукусима, находилась под властью феодального князя Като. Като был выскочкой, тираном и деспотом. И один из его вассалов, некто Хори, храбро сообщил об этом миру. Проклиная тирана, он покинул замок вместе с 300 своими соратниками и отправился на гору Коя в префектуре Вакаяма. А жене своей приказал взять детей и бежать в монастырь. Взбешенный Като во что бы то ни стало решил поймать и казнить непокорного вассала и его семью. Сегунат, конечно, принял его сторону, поскольку порядок и повиновение на всех уровнях были залогом стабильности верховной власти. Через 2 года Хори нашли, схватили и казнили зверским образом, буквально нарезав его на кусочки. Зато его семья осталась цела и невредима, знакрытая стенами монастыря Токэй-дзи. Като и его воины пришли и потребовали от монастыря выдать семью Хори, но Тэнсю-ни твердо отказала, сказав, что если они силой сделают это, она покончит с собой. Като ретировался, оставшись с пустыми руками. Вот как бывало.

Но историческое место Токэй-дзи интересно в первую очередь как убежище для несчастных жен. Во времена Камакуры, да и многие последующие века, для мужа не было просто избавиться от надоевшей жены: достаточно было написать письмо в три с половиной строчки, "ми-кудари-хан"(???) и вручить его жене. Текст этих 3,5 строк примерно такой: "Ухожу от тебя по своей воле. Иди куда хочешь и выходи замуж за кого хочешь."
То, что жена не могла родить, было достаточным поводом прогнать ее. Мужчинам позволялось иметь несколько сожительниц. Один из Минамото ухитрился оставить после себя 40 с лишним детей, один из сёгунов Токугава оказался еще плодовитее: его рекорд - 60. Женщина же не могла развестись, даже если муж был тираном, деспотом и пьяницей.
Единственным спасением было бегство в Токэй-дзи. Прожив там 3 (а позднее 2) года, жены получали официальный развод, и могли покинуть монастырь. Территория его была безопасна для женщин и недосягаема для мужчин. Частые в средневековье пожары не сохранили архивы, но из того, что уцелело, за последние 135 лет токугавского сегуната (примерно, 1733-1868) там спаслось около 2000 женщин. В большинстве случаев им даже не надо было жить там два или три года, посколько монастырь обладал достаточной властью, чтобы приказать мужу дать развод.

В 1873 году Токэй-дзи снял с себя обязанности освобождения от брака - в Японии был принят закон о разводе, и этим стало заниматься государство. Революция Мэйдзи и последовавшие за ней реформы лишили монастарь и покровителей, и финансовой поддержки, и к началу 20 века там остались единственная монахиня, ее служанка и ее кошка. В 1902 году монастырь перестал существовать, а храм Токэй-дзи перешел под управление Энкаку-дзи, который назначил его настоятелем мужчину.

Что же нынче видит пешеход, зайдя в Токэйдзи?

Основной храм Тайхэй-дэн

Небольшой храм хранит статую сидящего Будды Сяка Нёраи. В летописи говорится, что эту статую удалось спасти от пожара в 1515 году, а создана она была в эпоху Муромати (1336-1573). По правую руку от нее - статуя монахини-основательницы, Какусан-ни, а по левую руку - 20-я настоятельница, Тэнсю-ни и 5-я настоятельница, Ёдо-ни.

Мемориал миссис Рассел

Поставлен в память об американке, которая жила и занималась дзэнскими практиками в 1902 году у настоятеля Сяку. Она вернулась домой, и в 1905 году Сяку отправился в Америку - с этого началось распространение дзэна в Штатах.

Мацу-га-ока Ходзо
Это здание построено в 1980 году - там хранятся реликвии монастыря. Среди них:

  • Деревянная стутуя Каннон, важное культурное достояние высотой в 135 см. Она украшена орнаментом домон - цветы и одежды вылеплены из глины и прикреплены к дереву с помощью лака. Мужчинам запрещалось входить в монастырь, но в течение 6 дней в июле с 13 по 18, в праздник поминовения усопших, обон, они могли увидеться со своими женами, находившимися в монастыре. Место свиданий было как раз перед этой статуей, которая в то время стояла в главном храме.
  • Маки-э - позолоченные лаковые курильница для благовоний времен Муромати и коробка для просфор с латинской надписью "In Hoc Salus". Это девиз иезуитов, которые во главе с Франциском Ксавье прибыли в Японию 1549 году, и стали первыми христианскими миссионерами.
  • Старинные документы. Можно увидеть множество тех самых микудари-хан, писем в 3,5 строки. Все они написаны скорописью, которая не под силу половине современных японцев, но выглядит очень красиво. Всего писем около 8000, большинство относится к периоду Эдо (1600-1868), и сохранилось до наших дней благодаря отличному качеству бумаги.

Кладбище

Умиротворяющее практически безлюдное место со множеством заросших мхом камней. На кладбище похоронены настоятельницы монастыря, о которых говорилось выше, а также многие известные писатели и художники 19-20 века, которые традиционно предпочитали жить в Камакуре.

 
 
ПОСМОТРЕТЬ СЛАЙДШОУ  
ПОСМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ   
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ  

    ПЕРВАЯ| АРХИВ | КАЛЕНДАРЬ | ЧУЛАНЧИК  | О

    ГИД В ЯПОНИИ ЕЛЕНА ХАРЛАМОВА
  TOKYO4U ©2004-2024   Контактная информация: elena@tokyo4u.ru   My status